Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Отчет за 2011 год

Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Вологодской области за 2011 год

(утвержден коллегией Контрольно-счетной палаты Вологодской области, протокол заседания от 30.03.2012 № 3(138), п. 5)

1. Общие сведения, характеризующие деятельность Контрольно-счетной палаты Вологодской области

Контрольно-счетная палата Вологодской области (далее – КСП области, Палата) в соответствии со статьей 46 Устава области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием области и подотчетным ему, действующим на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. КСП области обладает организационной и функциональной независимостью.

В своей деятельности Палата руководствовалась положениями закона области от 11.02.1997 № 131-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области», Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона области от 19.02.2008 № 1758-ОЗ «О бюджетном процессе в Вологодской области», иными нормативными правовыми актами, относящимися к сфере бюджетного законодательства.

В отчетном году был принят Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который обусловил необходимость внесения изменений в законодательство Вологодской области. Сотрудники Палаты принимали активное участие в заседаниях рабочей группы по приведению нормативных правовых актов области в соответствие с Федеральным законом, на которой также рассматривались предложения КСП области по данному вопросу.

На 217 сессии Законодательного Собрания области принят закон области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области», которым определены правовые основы, принципы, полномочия, задачи, формы и методы работы Палаты.

Также в 2011 году принят закон области от 08.07.2011 № 2570-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Вологодской области» и внесены изменения в другие нормативные правовые акты области.

В 2011 году Палата осуществляла свою деятельность в соответствии с планом работы, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 22 декабря 2010 года № 828. План выполнен в полном объеме, реализованы все предусмотренные мероприятия.

Для выполнения задач, возложенных на Палату, в рамках предварительного, текущего и последующего контроля проводились проверочные мероприятия, экспертиза нормативных правовых актов, анализ отчетных данных. Для организации и осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности аппаратом Палаты проводились обеспечивающие мероприятия: информационные, кадровые, материально-технические и иные.

В 2011 году проведено 61 экспертно – аналитическое мероприятие и 28 контрольных мероприятий. Выявлено финансовых нарушений и недостатков на сумму 1233,1 млн. рублей, в том числе при проведении контрольных мероприятий – 1103,0 млн. рублей, экспертно-аналитических мероприятий – 130,1 млн. рублей.

По результатам проведенных мероприятий предложено к возмещению в областной бюджет и восстановлению в учете (отражению в законе области) 198,8 млн. рублей. По состоянию на 01.04.2012 года устранены нарушения и недостатки на общую сумму 165,7 млн. рублей.

Расходы на содержание Палаты в 2011 году составили 22,7 млн. рублей. Таким образом, на 1 рубль средств областного бюджета, направленных на содержание контрольно-счетного органа, выявлено нарушений на 54 рубля, устранено нарушений на 7 рублей.

В соответствии с законом области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области», Регламентом КСП области в отчетном периоде результаты контрольных, экспертно-аналитических мероприятий и другие вопросы деятельности рассматривались на заседаниях коллегии Палаты, в которых принимали участие депутаты Законодательного Собрания области, руководители органов исполнительной государственной власти области, местного самоуправления, учреждений и организаций, а также представители сектора по бюджетной и экономической политике аналитического управления Законодательного Собрания области и департамента финансов области. Всего в 2011 году проведено 15 заседаний коллегии, на которых рассмотрено 47 вопросов.

О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП области информировала Законодательное Собрание области и Губернатора области. В отчетном периоде Палата осуществляла деятельность в контакте с депутатами, постоянными комитетами (комиссией) Законодательного Собрания области, принимая участие в заседаниях постоянных комитетов по рассмотрению отчетов КСП области о проведенных контрольных мероприятиях, подготовленных заключений на проекты законов области и по другим вопросам, связанным с исполнением областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.

В соответствии с положениями закона области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» Палата ежеквартально отчитывалась перед Законодательным Собранием области о результатах своей работы. Отчет об итогах работы за 2010 год в установленные сроки представлен в Законодательное Собрание области, рассмотрен на 214 сессии и утвержден постановлением Законодательного Собрания области от 27.04.2011 № 209.

2. Результаты экспертно – аналитических мероприятий

В соответствии с положениями бюджетного законодательства и закона области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» Палата осуществляла экспертно-аналитическое направление деятельности посредством проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов области и анализа отчетных данных об исполнении областного бюджета.

В 2011 году КСП области проведено 61 экспертно-аналитическое мероприятие. По результатам экспертизы проектов законов области об областном бюджете, о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования области, бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета и анализа отчетных данных об исполнении областного бюджета подготовлено 59 заключений и 2 аналитические записки.

При проведении экспертно – аналитических мероприятий установлено финансовых нарушений и недостатков при составлении бюджета и бюджетной отчетности на 130,1 млн. рублей.

За последние 3 года количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий возросло с 58 в 2009 году до 61 в 2011 году, или на 5,2%.

В 2011 году аналитические записки занимали 3,3% от общего объема проведенных экспертно-аналитических мероприятий. В соответствии со статьей 11 закона области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ, вступившего в силу с 1 октября 2011 года, результаты экспертно-аналитического мероприятия стали оформляться только в виде заключения.

В отчетном периоде по поручению Законодательного Собрания области проведены экспертизы проектов законов области «О внесении изменений в закон области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» и подготовлены заключения, в которых дана оценка их соответствия требованиям действующего законодательства.

В 2011 году изменения в закон области об областном бюджете вносились 11 раз, и все они были связаны с изменениями основных характеристик областного бюджета или перераспределением бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов.

Доходы областного бюджета увеличились на 7528,4 млн. рублей, или 23,5% к первоначально утвержденным назначениям, расходы на 11604,8 млн. рублей (32,2%), дефицит областного бюджета возрос до уровня 8067,3 млн. рублей, или в 2 раза. Верхний предел государственного внутреннего долга области на 1 января 2012 года увеличился на 5433,5 млн. рублей (25,3%), общая сумма предоставляемых государственных областных гарантий на 2011 год возросла в 11,7 раза;

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства в апреле – мае проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета за 2010 год, включающая внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета.

Внешней проверкой бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета установлены нарушения инструкции Минфина Российской Федерации от 13.11.2008 № 128н на сумму 117,3 млн. рублей, которые в основном связаны с недостоверным отражением показателей, предусмотренных формами бюджетной отчетности. По результатам проведения внешней проверки бюджетной отчетности составлено 41 заключение и подписано каждым главным администратором средств областного бюджета.

В заключении на годовой отчет об исполнении областного бюджета КСП области отмечалось, что в 2010 году обеспечена социальная направленность в расходовании средств областного бюджета. С учетом межбюджетных трансфертов доля социальных расходов в общем объеме расходов составила 48,3%.

Объем бюджетных инвестиций и других расходов инвестиционного характера увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,6 раза и составил 8718,76 млн. рублей. Опережающий рост инвестиционных расходов сопровождался увеличением на 1035,1 млн. рублей, или на 17,5% объемов незавершенного строительства, составивших на 01.01.2011 года 6951,2 млн. рублей (за счет средств консолидированного бюджета области без дорожного строительства).

Анализ периодичности перечислений межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям области выявил неравномерность перечислений межбюджетных трансфертов в течение отчетного года, причем в отношении дотаций неравномерность по сравнению с 2009 годом сократилась, по иным межбюджетным трансфертам – увеличилась. Определение целевого использования дотаций для муниципальных образований области не соответствовало статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Перечисление значительных сумм дотаций в четвертом квартале и, особенно, в декабре 2010 года затрудняло их эффективное использование муниципальными образованиями в отчетном финансовом году.

Согласно данным годового отчета общий объем кредиторской задолженности по областному бюджету (без учета расчетов с кредиторами по долговым обязательствам) увеличился в течение 2010 года на 1535,2 млн. рублей, или в 3 раза, и по состоянию на 01.01.2011 года составил 2298,3 млн. рублей.

Исполнение областного бюджета в 2010 году характеризовалось достаточно высоким уровнем дефицита, который составил 7048,9 млн. рублей, или 27,3% от объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений.

Объем государственного долга области на конец отчетного периода увеличился на 8123,4 млн. рублей, или 78,3% в сравнении с началом отчетного периода и составил 18498,1 млн. рублей. Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга области в сумме 488,8 млн. рублей к уровню 2009 года (161,1 млн. рублей) увеличились в 3 раза.

Заключение на годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2010 год утверждено на коллегии КСП области и 13 мая 2011 года направлено в Законодательное Собрание области и Губернатору области.

В отчетном периоде проведена экспертиза проекта закона области «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», внесенного Губернатором области на рассмотрение Законодательного Собрания области 18 октября 2011 года.

Общий объем доходов областного бюджета на 2012 год предусматривался в сумме 34577,7 млн. рублей, что ниже утвержденных показателей 2011 года на 5703,4 млн. рублей, или 14,2%. Расходы областного бюджета по законопроекту в 2012 году уменьшились по сравнению с 2011 годом на 7845,3 млн. рублей (16,7%).

В законопроекте в недостаточной степени реализована задача по совершенствованию программно-целевого принципа планирования. Доля программного финансирования в общем объеме расходов областного бюджета предусмотрена со снижением: с 21,4% - в 2011 году до 15,8% - в 2014 году.

По 9 долгосрочным целевым программам объемы ассигнований на их реализацию, предусмотренные постановлениями Правительства области, превысили объемы средств, запланированные в законопроекте, на общую сумму 562,2 млн. рублей.

Особенностью формирования дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и поселений области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов являлись полная, либо частичная их замена дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. Бюджеты 12 муниципальных районов (городских округов) и 40 сельских и городских поселений прогнозировались бездотационными (по сравнению с 2011 годом количество бездотационных бюджетов муниципальных районов (городских округов) увеличится в 6 раз (с 2 до 12), поселений в 20 раз (с 2 до 40).

Бюджетные ассигнования 2012 года на субсидии бюджетам муниципальных образований области сократились в 2,4 раза к 2011 году из-за значительного снижения поступлений из федерального бюджета, завершением ряда целевых программ и мероприятий, а также оптимизацией расходов областного бюджета и их концентрации на приоритетных направлениях софинансирования.

По результатам контрольных мероприятий, анализа исполнения областного бюджета и оценки расчетных показателей главных администраторов доходов областного бюджета Палатой даны рекомендации об увеличении доходной части областного бюджета на 12,8 млн. рублей, которые учтены при принятии закона области.

Заключение на проект закона области «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» утверждено на коллегии КСП области и 1 ноября 2011 года направлено в Законодательное Собрание области и Губернатору области.

В 2011 году заключения Палаты на проекты нормативных правовых актов области с выводами и рекомендациями рассматривались на заседаниях постоянного комитета по бюджету и налогам Законодательного Собрания области и по ним принимались соответствующие решения.

3. Результаты контрольных мероприятий

В деятельности КСП области в 2011 году, как и в предыдущие годы, особая роль отводилась оперативному контролю. В ходе осуществления контрольных мероприятий обеспечивался внешний государственный финансовый контроль, включающий предотвращение, выявление и устранение нарушений финансово-бюджетной дисциплины.

За отчетный год проведено 28 контрольных мероприятий по проверке использования бюджетных средств в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, строительстве, на межбюджетные трансферты и по другим разделам бюджетной классификации расходов, а также по вопросам администрирования доходов областного бюджета и использования государственной собственности.

В 2011 году проведены проверки использования бюджетных средств на следующие долгосрочные целевые программы:

– «Организация отдыха детей, их оздоровления и занятости в Вологодской области на 2009 - 2012 годы»;

– «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы;

– «Комплексные меры по реализации пилотного проекта «Развитие социального потенциала сельских поселений на 2009-2011 годы»;

– «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Вологодской области на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года»;

и ведомственной целевой программы «Наследие Вологодчины на 2009-2011 годы».

Совместно со Счетной палатой Российской Федерации проведены аудит эффективности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Вологодской области за 2008 - 2011 годы и проверка эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку учреждений общего образования, в том числе расположенных в сельской местности

Контрольными мероприятиями охвачено 116 объектов проверки с объемом бюджетных средств и стоимости имущества государственной собственности 15900,2 млн. рублей.

Проведенными проверками выявлено финансовых нарушений и недостатков на общую сумму 1103,0 млн. рублей (в 2010 году – 1111,8 млн. рублей), или 6,9% от объема проверенных бюджетных средств и стоимости имущества (в 2010 году – 14,2%), в том числе:

- при формировании и исполнении бюджетов – 356,2 млн. рублей;

- нецелевое использование средств – 0,0006 млн. рублей;

- несоответствие принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств – 28,1 млн. рублей;

- неправомерное использование средств – 9,9 млн. рублей;

- в области государственной (муниципальной) собственности – 342,8 млн. рублей;

- при осуществлении государственных (муниципальных) закупок – 5,0 млн. рублей;

- при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности – 59,0 млн. рублей;

- прочие виды нарушений и недостатков – 302,0 млн. рублей.

В структуре выявленных нарушений и недостатков наибольший удельный вес занимают нарушения при формировании и исполнении бюджетов – 32,3%, в области государственной (муниципальной) собственности – 31,1%, прочие виды нарушений и недостатков – 27,4%.

Деятельность КСП области в 2011 году была направлена на повышение результативности контрольной работы и потребовала увеличения временных затрат на проведение проверок. На одно контрольное мероприятие в среднем приходилось 4,1 объекта проверки (в 2010 году – 5,6).

В отчетном периоде удельный вес организаций, допустивших финансовые нарушения, составил 74,1% от общего числа проверенных объектов. В 2009 – 2010 годах этот показатель составлял 71,5 и 73,2% соответственно.

По результатам проведенных контрольных мероприятий предложено к возмещению в областной бюджет и восстановлению в учете 186,0 млн. рублей. По информациям, поступившим в адрес КСП области от проверенных учреждений и организаций, устранены нарушения на общую сумму 152,9 млн. рублей.

В отчетном периоде к 13 ответственным работникам проверенных организаций применены меры дисциплинарного характера, такие, как замечание и выговор.

По результатам проверки использования средств областного бюджета, выделенных в 2011 году на мероприятия по замене и ремонту тепловых сетей с применением современных теплоизоляционных материалов в рамках долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Вологодской области на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года» в связи с выявленными нарушениями органами прокуратуры области в отношении Главы администрации Кирилловского муниципального района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ.

Все отчеты о контрольных мероприятиях рассмотрены на заседаниях коллегии Палаты с участием сотрудников аппарата Законодательного Собрания области, департамента финансов области, представителей органов исполнительной власти области – главных распорядителей средств областного бюджета, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и направлены в Законодательное Собрание области и Губернатору области.

Результаты контрольных мероприятий КСП области рассматривались на заседаниях постоянных комитетов Законодательного Собрания области. По результатам рассмотрения отчетов о проведенных контрольных мероприятиях принято 32 постановления и решения органов государственной власти.

В рамках заключенных Соглашений о порядке взаимодействия с прокуратурой Вологодской области, Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области, управлением внутренних дел по Вологодской области проводилась постоянная работа по выявлению и пресечению правонарушений в финансово-бюджетной сфере.

В отчетном периоде сотрудники Палаты приняли участие в заседании межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики и в межведомственном совещании представителей правоохранительных и контрольно-ревизионных органов по вопросам исполнения законодательства о противодействии коррупции.

В 2011 году в правоохранительные органы направлены материалы проверок по 23 контрольным мероприятиям для правовой оценки выявленных нарушений.

В информации прокуратуры Вологодской области от 17.02.2012 № 86-102-2012 сообщается, что по итогам рассмотрения отчета от 29.12.2011 № 3-02/2/6 «Проверка использования субсидий, выделенных из областного бюджета муниципальным образованиям области в 2010 году (субсидия на проведение мероприятий по комплексному социально-экономическому развитию муниципальных образований области)» по фактам нарушений бюджетного законодательства, выявленных в деятельности Администрации г. Устюжна, прокурором Устюженского района, внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Кроме того, прокурором Междуреченского района внесено 3 представления в адрес Администрации района и главы сельского поселения «Сухонское», по фактам нарушений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и бюджетного законодательства.

По фактам нарушений закона, при предоставлении ООО «Зазеркалье» субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (отчет КСП области от 29.12.2011 № 3-03/2/26), прокуратурой области, в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ материал проверки направлен в следственный орган, для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

Также в 2011 году по материалам проверки, проведенной в муниципальном учреждении здравоохранения «Кадуйская центральная районная больница» по вопросу реализации законов области от 28.04.2008 № 1780-ОЗ «Об оплате труда работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Вологодской области» и от 17.10.2008 № 1862-ОЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета», следственным отделом Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области в отношении бывшего главного врача МУЗ «Кадуйская центральная районная больница» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 286 ч.1 УК РФ. Постановлением Кадуйского районного суда Вологодской области от 26.12.2011 года уголовное дело прекращено в связи с деятельным раскаянием обвиняемого по ст. 28 УПК РФ. В ходе судебного заседания бывший главный врач вину признал полностью, материальный ущерб в сумме 95,8 тыс. рублей возмещен им в полном объеме.

По материалам контрольного мероприятия на тему «Проверка правомерности оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в форме субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по банковским кредитам, на создание собственного дела (грантовая поддержка) и субсидирования платежей по договорам лизинга за 2009-2010 гг.» Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области в отношении бывшего директора БУ ВО «Бизнес-инкубатор» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 290 УК РФ. В настоящее время материалы уголовного дела рассматриваются Вологодским городским судом.

В течение года осуществлялось взаимодействие с главным федеральным инспектором по Вологодской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе в виде направления информаций о результатах проверок реализации на территории области мероприятий приоритетных национальных проектов и Государственной программы развития агропромышленного комплекса.

В отчетном периоде Палата придавала существенное значение работе по контролю за устранением нарушений, выявленных контрольными мероприятиями. В соответствии с планом работы в декабре проведено контрольное мероприятие «Проверка выполнения предписаний и представлений, выданных по результатам контрольных мероприятий». В отчете о результатах контрольного мероприятия, утвержденном решением коллегии в январе текущего года, дана оценка выполнения представлений по 7 контрольным мероприятиям, проведенным в течение 2011 года.

Проверками установлены факты невыполнения или выполнения не в полном объеме органами исполнительной государственной власти области, местного самоуправления и бюджетными учреждениями предложений по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины. Больше всего фактов невыполнения предложений установлено в КУ ГЗПБ ВО «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области», БОУ ВО «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Вологодской области», Управлении гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области по проведенному в марте 2011 года контрольному мероприятию «Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных на защиту населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону, включая средства резервного фонда Правительства области».

Невыполненные и выполненные не в полном объеме предложения по результатам проведенных контрольных мероприятий в 2011 году остаются на контроле в КСП области.

4. Обеспечение деятельности и взаимодействия Контрольно-счетной палаты Вологодской области

По состоянию на 1 января 2012 года фактическая численность КСП области составляла 18 единиц, из них контрольной и экспертно-аналитической деятельностью занимались 12 сотрудников, обеспечивающей деятельность КСП области – 4. Все специалисты, занятые экспертно-аналитической деятельностью и проверками, имеют высшее финансово-экономическое образование, 7 сотрудников имеют 2 высших образования и один имеет ученую степень кандидат экономических наук. Один сотрудник заочно обучался в филиале Северо-Западной академии государственной службы.

В соответствии с требованиями законодательства проведена аттестация 12 сотрудников КСП области, сдали квалификационный экзамен 3 сотрудника.

Постановлением Законодательного Собрания области от 21.09.2011 № 514 установлена структура и штатная численность Палаты. На 220 сессии Законодательного Собрания области назначены аудиторы Палаты: Белякова С.В., Булавин И.В., Валявин А.Л., Иванов В.П., Найденова Т.В.

В 2011 году проводилась целенаправленная работа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров, 4 сотрудника прошли обучение:

- в ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по программам: «Государственный аудит и управление бюджетными ресурсами субъектов Российской Федерации» и «Профилактика коррупционных и иных правонарушений в системе государственного и муниципального управления»;

- в ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» по теме «Государственный аудит и управление бюджетными ресурсами субъектов Российской Федерации».

Аппарат КСП области обеспечен современными компьютерами, мобильной и модемной связью, ноутбуками. Организована работа с ресурсами информационной сети Интернет, электронной почтой и по обеспечению безопасности информационных ресурсов локально-вычислительной сети.

В целях совершенствования своей деятельности, обмена опытом и получения информационных материалов Палата взаимодействовала со Счетной палатой Российской Федерации, с Ассоциацией контрольно–счетных органов Российской Федерации и с органами финансового контроля субъектов Российской Федерации и муниципальных образований области.

17 марта 2011 года состоялась ХVII конференция Ассоциации контрольно–счетных органов Российской Федерации (в режиме видеоконференции). Учитывая актуальность и важность рассматриваемых вопросов, в работе конференции приняли участие представители Палаты, аппарата Законодательного Собрания области, органов исполнительной государственной власти области.

В течение года председатель Палаты Немцова Е.Н. приняла участие: в конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, посвященной развитию внешнего финансового контроля (сентябрь, город Санкт-Петербург); в парламентских слушаниях Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерацией на тему «Законодательство и правоприменительная практика в системе внешнего финансового контроля» (октябрь, город Москва); в XVIII конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации по актуальным вопросам развития государственного и муниципального финансового контроля и Всероссийском совещании по вопросам совершенствования государственного контроля (декабрь, город Москва).

В течение года проводились консультации по вопросам муниципального контроля с сотрудниками контрольно-счетных органов муниципальных районов области.

Проблемы и перспективы реализации Федерального закона № 6-ФЗ в муниципальных образованиях области обсуждались на ежегодном областном семинаре для руководителей и специалистов юридических служб органов местного самоуправления, на котором с докладом выступил аудитор Булавин И.В. В ходе обсуждения положений Федерального закона представители муниципалитетов получили исчерпывающую информацию о правовом положении контрольно-счетных органов, их статусе и структуре, полномочиях, формах осуществления и информационном обеспечении внешнего финансового контроля. Для формирования и организации деятельности органов внешнего финансового контроля, повышения эффективности их работы, а также полноценной реализации контрольных полномочий предложены соответствующие рекомендации КСП области.

В научно-практическом журнале «Вестник АКСОР» № 3 (18) за 2011 год опубликованы материалы, направленные Палатой в Ассоциацию контрольно – счетных органов Российской Федерации, на тему «Вологодская область: перспективы создания муниципальных контрольно-счетных органов».

Проведен мониторинг и анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований области, который позволил подготовить предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию внешнего контроля на местах. Полноценные органы муниципального финансового контроля сформированы только в 64% муниципальных районов и городских округов области; только 34% поселений охвачено внешним финансовым контролем.

КСП области обращала внимание на необходимость формирования контрольно-счетных органов во всех муниципальных районах области в связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ. Отсутствие контрольно-счетных органов ряда муниципальных районов, а также малая численность существующих контрольно-счетных органов не позволяет выполнить требования бюджетного законодательства и реализовать полномочия контрольно-счетных органов в полном объеме.

Полномочия по внешнему финансовому контролю бюджетов поселений переданы на уровень только 5 муниципальных районов, то есть внешний контроль на уровне поселений крайне недостаточен. По мнению КСП области, активизация работы по передаче полномочий по внешнему финансовому контролю от поселений на уровень муниципальных районов позволит охватить контрольной деятельностью все поселения области.

В отчетном периоде в рамках заключенного Соглашения со Счетной палатой Российской Федерации КСП области использовались информационные ресурсы комплекса средств автоматизации государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО), которые способствовали повышению эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности Палаты.

В 2011 году сотрудниками КСП области осуществлялся постоянный мониторинг законодательства Российской Федерации и Вологодской области по вопросам, входящим в её компетенцию.

Реализация принципа гласности в деятельности Палаты в основном осуществлялась через публичное представление результатов контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Информация размещена о 31 контрольном и экспертно-аналитическом мероприятии, опубликовано 21 новостное сообщение.

С учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий отчетного года, а также на основании поручений Законодательного Собрания области сформирован план работы Палаты на 2012 год, в котором определены приоритетные области контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

Основные показатели деятельности Контрольно-счетной палаты

№ п/п Наименование Количество
I. Контрольные мероприятия
1. Общее количество проведенных контрольных мероприятий 28 
2. Количество объектов, охваченных при проведении мероприятий 116 
3. Выявлено финансовых нарушений на сумму (млн. руб.)1103,0 
в том числе:
3.1 при формировании и исполнении бюджетов (млн. руб.)356,2
3.2 нецелевое использование средств (млн. руб.) 0,0006
3.3 несоответствие принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств (млн. руб.) 28,1 
3.4 неправомерное использование средств (млн. руб.) 9,9 
3.5 в области государственной (муниципальной) собственности (млн. руб.) 342,8
3.6 при осуществлении государственных (муниципальных) закупок (млн. руб.) 5,0 
3.7 при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности (млн. руб.)58,9
3.8 прочие виды нарушений и недостатков (млн. руб.) 302,1 
II. Экспертно-аналитические мероприятия
1.Общее количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий 61 
из них:
1.1подготовлено экспертных заключений 59
1.2подготовлено аналитических записок
1.3Количество объектов, охваченных при проведении мероприятий
2.Выявлено финансовых нарушений и недостатков на сумму (млн. руб.) 130,1
в том числе:
2.1при формировании и исполнении бюджетов (млн. руб.)47,2
2.2Прочие виды нарушений и недостатков (млн. руб.)82,9
III. Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
1. Направлено представлений (ед.) 86 
2. Направлено предложений (ед.) 268 
3. Фактически выполнено предложений по устранению нарушений (включая принятые к сведению) (ед.) 264 
4. Предложено к восстановлению (взысканию), отражению в учете (в проекте закона) в представлениях и заключениях КСП области на сумму (млн. руб.) 198,8 
5. Восстановлено в бюджет (отражено в в законе области, учете), в том числе по представлениям прошлых лет на сумму (млн. руб.) 165,7 
6. Направлено информационных материалов по результатам экспертно-аналитических мероприятий (ед.) 25 
7. Принято постановлений и решений органов государственной власти (ед.) 32
8. Количество материалов, направленных в правоохранительные органы по итогам контрольных мероприятий КСП области (ед.) 23 
9. Число лиц, привлеченных к дисциплинарной, материальной, административной или иной ответственности (чел.) 14